Председатель рескома профсоюза работников здравоохранения Рауль Халфин – давний друг редакции и нередко обращается с предложением написать о каком-то замечательном докторе: юбилей, заслуженная награда, отличный наставник, народное признание. О себе – ни слова, а между тем сам он – представитель известной медицинской династии, о которой и хотелось бы рассказать, а также о насущных делах профсоюза.
В другой профессии себя не видя
- Вы – коренной уфимец, а как ваши родители оказались в столице?
- Отец Магруф Шакирович окончил Башкирский мединститут и вернулся в родные Туймазы. Работал сначала в больнице, затем главврачом станции скорой помощи. Там и познакомился отец с моей мамой Флерой Гарифовной: она приехала в Туймазы по распределению после Казанского мединстиута. Вообще это была судьба. Еще в Казани, когда папа был на курсах повышения квалификации, ему попалась в руки статья в многотиражке мединститута об умнице, красавице и отличнице Флере. Ему запали в сердце глубокие черные глаза на фотографии, и тут же он сказал приятелю: «Это моя будущая жена!». А вот встретились родители позже, уже в Туймазах. На комсомольском собрании в больнице она, вразрез отцу, выразила свою позицию. Так и начался диалог. Это не стало препятствием сделать предложение, наоборот, отец только утвердился в мысли, что правильно сделал выбор. В 1962-м родилась сестра Алсу. Кстати, она тоже стала врачом, как и ее муж, продолжив медицинскую династию Халфиных -Латыповых.
В этом же году отца пригласили в РКБ имени Куватова «продвигать» сосудистую хирургию.
Мама же стала участковым педиатром в поликлинике №4 Уфы, но ее тоже заметили – ответственность, немалый багаж знаний, полученных в мединституте. Зав.кафедрой госпитальной педиатрии оценил, как она скрупулёзно собрала анамнез и подготовила пациента к консультации у профессора. Так она стала ассистентом кафедры. Консультировала больных, преподавала, курировала Аургазинский район. И, кстати сказать, на тот период (70-80 годы), со слов ветеранов больницы, детская смертность там была на уровне Японии и Европы. Всю свою жизнь родители посвятили служению людям. Несмотря на то, что детство мамы пришлось как раз на войну, она всегда была доброй и жизнерадостной. По ее словам, свои первые носочки она связала себе, когда ей было 6 лет. И, будучи на пенсии, неустанно вязала, снабжая ими своих детей, внуков, соседей, друзей. Когда закончилась война, ей было 7 лет. Их Кайбицкий район (Татарстан), в том числе и жители ее деревни, собрали 1 миллион 300 тысяч рублей, на которые был построен тяжелый бомбардировщик. А сами жили впроголодь. Мама стала надежным спутником жизни для моего отца, настоящим тылом.
После ординатуры отец работал сосудистым хирургом в РКБ им Г.Г.Куватова, с 1975 года - заведующим районным отделом здравоохранения Кировского района Уфы; неоднократно избирался депутатом Кировского райсовета. С 1985 года - главный врач поликлиники Башкирского филиала Академии наук СССР, где и проработал до ухода на заслуженный отдых в августе 2005 года. Еще, будучи студентом мединститута, отец познакомился и пронес через всю жизнь дружбу с известным врачом-микробиологом Ризой Шаихъя́новичем Магазовым, одним из основателей академии наук РБ, директором Научно-производственного объединения «Иммунопрепарат». Отец – Заслуженный врач РФ, награжден медалью «За заслуги перед отечественным здравоохранением», мама - Заслуженный врач РБ. Я никогда не слышал, чтобы они ругались. Отец Магруфа Ахметшакир был председателем успешного колхоза, развивал пчеловодство, даже выращивал арбузы. Среди предков были и муллы. У мамы отец Гариф работал в Луганске, в 1-ю мировую войну служил на Кавказском фронте, был разведчиком и переводчиком с турецкого, помимо татарского хорошо знал арабский и русский язык. Учил детей в школе, руководил артелью во время коллективизации, был директором школы.
- Последнее место вашей работы – главврач РКБ-2, а параллельно преподавательская деятельность в БГМУ. Но начинали вы санитаром, расскажите об этом!
- В операционную на экскурсию я попал еще будучи 10-классником. А с 3 курса мединститута стал работать санитаром в приемном отделении больницы №21. Пригласил меня туда замечательный педагог и хирург, на тот момент ассистент кафедры факультетской хирургии Валерий Михайлович Лопатин. Это была хорошая практика: неотложные состояния в терапии и хирургии, все виды травм, переломы после драк, ДТП, отравления - всех туда везли. Я обрабатывал раны, делал перевязки, собирал анамнез, сопровождал до операционной, видел работу различных специалистов, помогал с манипуляциями. Поняв, что мне интереснее решать системные, многофакторные задачи, стал терапевтом. И попал в экспериментальную группу - нас готовили как врачей скорой - это был единственный такой выпуск. Распределили в Аургазинский район. Почти два года отработал участковым терапевтом в ЦРБ, прошел курсы мануальной терапии, понравилось. Параллельно с приемом по терапией «вправлял позвонки», были хорошие результаты. Скоро по сарафанному радио прошел слух о моей работе, практики было много. До сих пор благодарен коллегам и тому огромному опыту, что получил в Толбазинской ЦРБ. Потом вернулся в Уфу, устроился в санаторий «Зеленая роща» врачом-ординатором и мануальным терапевтом. Занимался реабилитацией пациентов после инсультов. В это время открылись границы, в санатории проходили интересные семинары по лечебной гимнастике, психологии, диетологии. Возможности комплексного оздоровления с учетом персональных рисков и особенностей организма впечатлили. Отец пригласил в поликлинику Академии наук, которую он возглавлял, создавать отделение профилактики. Мне было интересно системное устранение причин заболеваний. Сделали кабинет психологической разгрузки, ароматерапию, мануальную и психотерапию, особое внимание уделяли рискам и диспансеризации. В начале 2000-х уже провели конференцию по профилактике заболеваний, пригласили новаторов. Дальнейшее развитие профилактический подход получил в поликлинике Национального банка РБ и в РКБ №2.
- Как вы стали председателем рескома профсоюза работников здравоохранения?
- Мне всегда было интересно что-то новое, хотелось простора для деятельности и обязательно видеть результаты своего труда – придумать проект, реализовать его, обобщить полученный опыт и тиражировать его. Ведь то, что удалось сделать на базе поликлиники академии РАН, Национального банка РБ в начале 2000-х сейчас, по сути, реализовано в здравоохранении по всей стране в рамках Центров Здоровья. Когда появилась возможность заняться профсоюзом, я не раздумывая согласился. Имея опыт работы в практической медицине, зная изнутри организацию здравоохранения, опыт межведомственного взаимодействия понимал - могу принести пользу в решении юридических, экономических и социальных вопросов. Защищать права медиков, которых я с детства знаю и уважаю их нелегкий труд, считаю честью для себя и большим доверием.
О профсоюзе, индивидуализме и соцпартнерстве
- Что считаете самым основным в работе профсоюзов? Меня, кстати тоже, как члена своего профсоюза интересовал вопрос, куда идут взносы, если я ни разу не видела ни путевки, ни какой-то материальной помощи?
Мы реализуем страховые программы. Все работники здравоохранения Башкортостана имеют право на получение выплат от профсоюза при травме на производстве. Такой масштабный проект профсоюз реализовал впервые. В других регионах страхуют работников скорой помощи, приемных покоев, мы обеспечили профсоюзными страховыми сертификатами всех работников отрасли, начав в 2020 году со скорой помощи и закончив стационарами.
Быть членом профсоюза работников здравоохранения в республике - выгодно. Приобретая путевки в нашем туристическом агентстве, можно сэкономить до 20%: в этом году две тысячи членов профсоюза сэкономили более 5 млн. рублей. Ежемесячно почти тысяча медработников с семьями посещают аквапарки Уфы, Магнитогорска, Оренбурга с 40% профсоюзной скидкой. И это тоже экономическая эффективность работы профсоюза.
- С какими задачами столкнулся профсоюз в этом году?
- С нового года постановлением Правительства РФ №2568 были введены специальные социальные выплаты для медработников. Республиканский профсоюз сразу же поднял вопрос о необходимости предоставления выплат из республиканского бюджета отдельным категориям работников, оказавшимся за рамками федеральных выплат. В республиканское правительство, Минздрав были направлены обращения о необходимости дополнительной поддержки медиков. Доводы профсоюза были услышаны. Башкортостан стал один из первых регионов, где были введены дополнительные меры поддержки работников отрасли.
Газета «Уфимские ведомости». Ирина ЕВГЕНЬЕВА.